«Эффект гвоздя»: Глава 47

На следующий день Инна написала заявление по собственному желанию. Удалось договориться, чтобы не дорабатывать положенные две недели. Даже скандалить для этого не пришлось, благо впереди всё равно были майские праздники. Теперь она могла отсиживаться дома, не подвергая себя ненужной опасности. Сбережений им хватало надолго даже на двоих.  

«Вот надо было непременно дождаться,» – недовольничал про себя Сущёв – «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Хотя в данном случае речь шла, конечно, ни о каком не о мужике, а вовсе даже наоборот. Или как по-другому? – жареный петух куда-то там должен клюнуть. Петуху всё равно, кого клевать – женского ли пола, мужского ли. Клюнет – и только тогда начинают суетиться, бегать. А ведь он донельзя предсказуем, петух этот. Ну что сто́ит не дожидаться непременно клевка, а представить, что это уже произошло? А то выходит даже как-то стыдно.

Сущёв просматривал новостные заметки. Одна оказалась очень интересной. Это была даже не заметка, а целая статья. В Университете Калифорнии группа учёных медиков провела первоначальное исследование новой людской способности и теперь могла поделиться с общественностью своими результатами, выводами и предположениями.

Было открыто, что за новую способность у каждого человека отвечают два отдельных очень маленьких участка мозга. Есть эти участки у каждого человека, у всех они расположены одинаково и у всех в обычном состоянии первый участок никакой заметной активности не проявляет, а второй – не проявляет никакой вообще.

Однако картина резко менялась, когда в радиусе досягаемости новой способности оказывались два человека рулёжно-совместимых. У объекта становился активным первый участок мозга – принимающий. У пилота активным становился как первый участок – принимающий, так и второй – передающий. Когда же осуществлялось влезание, наблюдалось значительное увеличение активности.

Из всего этого делалось два вывода. Во-первых, не оставалось сомнений, что новая способность присуща всем людям вообще, а не лишь некоторому подмножеству избранных. Если в ком-то эта способность себя ещё не проявила, она просто пока не активирована и находится в спящем состоянии. Во-вторых, теперь существовал способ устанавливать рулёжную совместимость двух людей – причём не только сам факт совместимости, но и рулёжные роли: можно было точно указать, кто из двоих является пилотом, а кто – объектом. Это могло послужить важной информацией при расследовании инцидентов, связанных с рулением. Особенно если речь шла об инцидентах, сопряжённых с криминальными обвинениями.

Посредством чего осуществляется взаимодействие, выяснить не удалось. Никакого электромагнитного излучения за рамками обычно наблюдаемого выявлено не было. Оставалось сделать заключение, что используется какой-то неизвестный способ. Это могли быть, например, гравитационные волны, которые человечество регистрировать так до сих пор и не научилось. Это мог быть контакт через четвёртое измерение, при этом природу передаваемого сигнала невозможно было даже предполагать. Это могло быть взаимодействие путём создания пространственной аномалии. Наконец, нельзя было исключать, что передача сигнала осуществляется с использованием квантовой запутанности, хотя и невозможно было объяснить, каким образом достигается первоначальная синхронизация и формируется массив синхронизированных квантовых состояний.

Далее шли уже только предположения. Первый вопрос, который занимал всех больше всего: почему рулёжно совместимыми оказывается лишь такое малое количество людей и чем обуславливается совместимость в каждом конкретном случае? Наличие явной двухфакторности в рулёжном взаимодействии, однозначно выявленные принимающий и передающий модули позволяли осторожно проводить аналогии. Можно было предположить, что в рулёжной способности задействованы механизмы, подобные системам опознавания «свой-чужой». Что-то вроде систем фильтрации CTCSS или DCS в гражданских рациях, только гораздо сложнее. Вполне подходила аналогия с безопасной передачей информации. Принять информацию возможно только при наличии ключа шифрования. Выходило, что процесс руления мог начаться только если ключ на передачу у пилота совпадал с ключом на приём у объекта. Хотя более вероятным представлялось, что речь ведётся не о ключах и совпадении ключей, а о наборах ключей и их совместимости. Если бы речь шла лишь об одном ключе, а не о наборе, из этого бы однозначно следовало, что если два пилота совместимы с одним объектом, то и остальные объекты, доступные для руления, у них совпадают. И наоборот, если двумя разными объектами может рулить один и тот же пилот, то и любой пилот, который может рулить первым объектом, гарантированно может рулить и вторым. Установить, так это или не так, пока не удалось из-за недостаточного количества исследованных подопытных. Однако на текущий момент более вероятным всё же представлялось, что у разных пилотов множества их объектов никогда не совпадают, и аналогично у разных объектов не совпадают множества их пилотов. В таком случае с необходимостью приходилось говорить о наборах ключей, а не о единичных ключах. Выдвигалось предположение, что наборы ключей хранятся в тех участках ДНК, которые до сих пор было принято считать мусорными. То, что раньше считалось эволюционными артефактами, паразитическими фрагментами, остатками ретровирусов, вполне могло оказаться ключами для руления.

Откуда вообще взялась эта способность и почему она до сих пор себя не проявляла, а тут вдруг явилась и стала распространяться? Это уже было поле исключительно для гипотез без оснований, то есть для чистого фантазирования. В настоящее время в научном мире считается признанной гипотеза космоспермизма – отмечалось в статье. То есть имеет статус научно установленного факта утверждение о том, что жизнь на Земле не могла образоваться сама, из неживой природы. Она была откуда-то занесена. Откуда? – из космоса, потому что больше неоткуда. Потому и называется космоспермизмом. Случайно или чьей-то волей? Если чьей-то волей – то чьей и с какой целью? Никто не брал на себя смелость отвечать на последние вопросы. Так или иначе, существовала долгое время мёртвая Земля, а потом на ней неожиданно появилась жизнь. Эта жизнь бесчисленные миллионы лет эволюционировала, а потом так же неожиданно среди неё появился разумный вид под названием человек.

Могла ли жизнь на Земле стать разумной сама? Или сама не могла – так же, как не могла сама появиться? Как жизнь на планету была привнесена извне, так же извне мог быть привнесён и разум для этой жизни. В последнем случае приходилось говорить о космосаперизме. Во всяком случае, такая гипотеза не представлялась чем-то однозначно бредовым. И если разумность жизни на Земле стала результатом чьих-то целенаправленных экспериментов, вполне возможно было допустить, что хозяевам понадобилась управляемость их подопытных. При большом числе последних часть из них можно было использовать как ретрансляторы. В таком случае становилась понятной селективность рулёжной способности: каждый ретранслятор должен был воздействовать только на своих подчинённых, а не на вообще всех людей подряд.

Что было дальше, предполагать трудно. Вероятно, хозяева свой эксперимент по каким-то причинам прекратили, предоставив подопытных самим себе. Рулёжную способность у них деактивировали, а без внешней активации она проявить себя не могла. Как теперь всем было известно, чтобы способность стала активна, в особь должен первый раз влезть пилот. Но его самого́ должен кто-то перед тем активировать. А когда пилота нет ни одного, неоткуда взяться и первому. Далее бывшие пилоты дали потомство с бывшими своими объектами. В процессе непредсказуемого спаривания способность распространилась на всех людей вообще, а наборы ключей руления у всех оказались перемешаны. И до настоящих дней способность руления так и пребывала в спящем состоянии, активировать её было некому, никто о ней не догадывался.

Как же могло случиться так, что она вдруг проснулась, хотя и не должна была? Нельзя было исключать, что неизвестные хозяева вернулись и продолжили свой эксперимент. Вторая возможность – что у кого-то из людей произошла непроизвольная самоактивация. Механизм такой самоактивации представлялся более-менее понятным. Для обычной активации требовалось, чтобы выходной ключ пилота совпадал с входным ключом объекта. Вернее, чтобы выходной набор пилота был совместим с входным набором объекта. Далее пилот должен влезть в объект – и тогда происходит активация. Неизбежно должно существовать некоторое количество людей, которые являются пилотами сами для себя. То есть у них выходной набор ключей совместим с собственным же входным. Тогда такой человек мог бы влезть сам в себя и тем себя активировать. Последнее утверждение содержит в себе явное противоречие, потому что активировать может только тот, кто уже сам активирован. А кто ещё не активирован, у того неактивен передающий модуль и влезть он ни в кого не может. Это, однако, является справедливым лишь при взаимодействии двух разных людей – двух пространственно разнесённых мо́згов – тогда нужен передающий модуль, без которого коммуникация случиться не может. Если же речь идёт о процессах внутри одного мозга, могут быть задействованы обычные связи внутри этого мозга и активный передающий модуль не требуется. Человек влез сам в себя внутри своего мозга и так активировался.

Однако в последнем случае выходило, что всё упирается лишь в совместимость входного и выходного ключевых наборов. Таких людей, по приблизительным оценкам, должно быть не так мало. Примерно один на несколько десятков тысяч. А раз так, кто-то из них за всю историю человечества уж наверняка бы случайно самоактивировался и все бы узнали о новой способности давным-давно, а не только сейчас.

Ответ на кажущееся противоречие давался опять же вполне логичный. Никто не может и не будет влезать сам в себя за полной бессмысленностью такого действия. Если посмотреть на стандартную схему активации способности, то в ней одна личность влезает в другую. Для этого действия требуется одновременно две личности. Следовательно, чтобы человек смог самоактивироваться, в его голове должно быть две личности, а не одна. Одна бы влезла во вторую – и самоактивация бы случилась. Раздвоение личности – вещь не частая, но и не такая уж редкая. Однако в каждом человеке с таким типом психического расстройства обыкновенно присутствует лишь одна из двух. Лишь одна из них в данный конкретный момент времени находится в сознании. Для процесса же активации требуется, чтобы в сознании были обе. Все уже давно знают, что влезть можно только в тот объект, у которого светится так называемый маячок, а у человека, который сознание потерял, маячок гаснет – это тоже знают уже все. Таким образом, для самоактивации необходим человек с раздвоенной личностью, но у которого личности не сменяют друг друга, а присутствуют одновременно, сосуществуют друг с другом в режиме сотрудничества – это две личности, но которые как бы переплетены в одну. Такое психическое расстройство является крайне редким. Совместимость входных и выходных ключей тоже явление очень редкое. Всё это делало вероятность совпадения настолько малой, что не было ничего удивительного, что до настоящего времени такого совпадения не произошло. Удивительным являлось скорее то, что это всё-таки случилось теперь.

Далее приводились мнения и комментарии сторонних экспертов и авторитетных лиц. Это было не особо интересно. Как обычно в таких случаях и бывает, большей частью их высказывания сводились к самовыпячиванию и попыткам надуть впечатление о собственном интеллекте за счёт критики. Один такой комментатор разразился филиппикой, что в наш просвещённый век для людей, претендующих на звание настоящего учёного, стыдно рассуждать об инопланетянах и вплетать их в свои гипотезы. Конечно, обывателям это должно щекотать нервы и повышать рейтинги таких новостей, но идти на поводу у низменных побуждений недостойно учёных, всё это непростительный популизм, который бьёт по авторитету всех учёных вообще. Стыдно, товарищи, стыдно! Другой выступал с прямо изобличающей позиции и открыто называл проведённое исследование операцией прикрытия. Гораздо правдоподобнее предположить – объяснял он – что мы имеем дело с чрезвычайным происшествием в сфере секретных военных технологий. Правительства разных стран давно финансировали эксперименты по созданию нанороботов для контроля человеческой психики. Вероятно, были проведены испытания, которые привели к неконтролируемой утечке. А возможно, это была и целенаправленная операция по распространению. Так или иначе, результаты стали видны всем. Для этого и понадобилось липовое исследование – чтобы скрыть от мировой общественности истинную суть происходящего. Судя по тому, что исследование было проведено американцами, именно Америка и повинна в творящемся безобразии. Другие комментарии были не лучше.

– А головастые они там – в этом Калифорнийском университете, – сказал Сущёв Инне, – Ты гляди, а – как про самоактивацию разложили! Как будто перед тем мою исповедь выслушали.
– Это уж точно. Шерлок Холмс бы лучше не смог.

Вечером Инна сказала ему:

– Лёша! Получается, тобой рулить никто не может!
– Почему это?
– У тебя входной и выходной ключи совпадают. Ты будешь передавливать!
– Чё?
– Да. Как со мной того ханурика. Ты ко мне подключился и его передавил. И так же можешь подключаться сам к себе и передавливать. Как в статье написали.
– Да ладно, так не может быть, – сказал Сущёв недоверчиво, но по интонации было слышно, что идея ему по душе и он очень бы хотел, чтобы это было правдой.
– Может! Ты же самоактивировался. И тут будешь всех передавливать. И никто тобой рулить не сможет.
– Не знаю… Хотелось бы верить, конечно. Но уж больно заманчиво звучит, чтобы быть правдой. К тому же передавливать я смогу, только если буду точно знать, что это надо делать. Что мной рулят. А если знать не буду, то как мне отличить своё желание от чужого? Захотелось мне, скажем, засунуть руку в карман. Если я не знаю, что мной так рулят, так я засуну – потому что буду думать, что это желание моё собственное.
– Но с моста-то ты прыгать не будешь?!
– Я на это надеюсь. Но в любом случае, вырубить меня всё равно могут.
– Вырубить да. А рулить не смогут.
– Не знаю. И предпочёл бы никогда не узнать.